Mamina-dochka.ru

Любительский ресурс

Медвежья комедия
Перейти к: навигация, поиск
Ф. Н. Рисс. Скоморохи в деревне. 1857

Медвежья комедия, также Вождение медведя, Медвежий промысел — распространённое ярмарочное увеселение[1][2], промысел[3] городских и деревенских жителей в ряде областей России, Речи Посполитой, Венгрии, заключавшееся в представлении, даваемом дрессированным медведем, его поводырём и ассистентами. В XVI—XVII веках — часть медвежьей потехи, к XIX веку — самостоятельное явление, в некоторых случаях ставшее элементом святочных шествий ряженых[4].

Медвежьи комедии, как народный промысел, были запрещены Высочайшим повелением 30 декабря 1866 года, окончательный срок прекращения промысла был указан в 5 лет.

Регионы медвежьего промысла

Литовские скоморохи на гравюре Олафа Магнуса 1555 года

Традиционными регионами медвежьего промысла были Верхнее Поволжье и земли Великого Новгорода. Известно, что в 1570 году Иван Грозный, готовясь к свадьбе с Марфой Собакиной, отправил в Новгород гонца с приказом доставить в Москву скоморохов с учёными медведями[5]. В Полесье, в местечке Сморгоны (позднее — Ошмянский уезд Виленской губернии) в XVII—XVIII веках существовал специальный зверинец для дрессировки медведей, называемый «Сморгонская академия».

Содержание зрелища

Дрессировка медведей

О медвежьей комедии можно получить представление из объявления, опубликованного 8 июля 1771 года газетой «Санкт-Петербургские ведомости», о проведении медвежьего представления в Санкт-Петербурге крестьянами города Курмыша Нижегородской губернии. В объявлении перечислялись номера, которые исполняли медведи:

1) вставши на дыбы, присутствующим в землю кланяются и до тех пор не встают, пока им приказано не будет;
2) показывают, как хмель вьется;
3) на задних ногах танцуют,
4) подражают судьям, как они сидят за судейским столом;
5) натягивают и стреляют, уподобляя палку, будто бы из лука;
6) борются;
7) вставши на задние ноги и воткнувши между оных палку, ездят так, как малые робята;
8) берут палку на плечо и с оною маршируют, подражая учащимся ружьем солдатам;
9) задними ногами перебрасываются через цепь;
10) ходят, как карлы и престарелые, и, как хромые, ногу таскают;
11) как лежанка без рук и без ног лежит и одну голову показывает;
12) как сельские девки смотрятся в зеркало и прикрываются от своих женихов;
13) как малые ребята горох крадут и ползают, где сухо — на брюхе, а где мокро — на коленях, выкравши же, валяются;
14) показывают, как мать детей родных холит и как мачеха пасынков убирает;
15) как жена милого мужа приголубливает;
16) порох из глазу вычищают с удивительною бережливостью;
17) с не меньшею осторожностию и табак у хозяина из-за губы вынимают;
18) как теща зятя потчевала, блины пекла и угоревши повалилась;
19) допускают каждого на себя садиться и ездить без малейшего супротивления;
20) кто похочет, подают тотчас лапу;
21) подают хозяину шляпу и барабан, когда козой играет;
22) кто же поднесет пиво или вино, с учтивостью принимают и, выпивши, посуду назад отдавая, кланяются.
Хозяин при каждом из выше помянутых действий сказывает замысловатые и смешные приговорки[6]

Вождение медведя и ряжение

«Коза» и «медведь» — непременные участники святочного, рождественского обхода дворов, ряжения, так как эти животные (см. Культ медведя) у славян и у многих других народов Евразии издавна связаны с культом плодородия. Ряженые колядовщики, которые ходили по дворам, исполняя специальные песни, колядки, перевоплощались в свои маски. Угощение колядовщиков хозяевами — это скорее задабривание масок-образов, способ добиться покровительства их семье, скоту и будущему урожаю[7].

К концу XVIII века фигуры, наряженые вожаком и медведем, традиционно входили в состав процессии ряженых. В свою очередь, реальный вожак с живым медведем органично вливается в шествие ряженых, хотя само по себе участие живого медведя в процессии ряженых — явление довольно редкое. Сохранились сведения о том, что в Новгородской губернии вожак с медведем вместе с «окрутниками» ходили по «поседухам», где разыгрывали в целом типичную медвежью комедию, завершавшую собой все представления ряженых[8]. Сходство медвежьей потехи с ряжением вызывает вопрос об их исторической взаимосвязи: возникали ли эти явления народной культуры одновременно, или одно предшествовало другому? В XIX веке налицо мирное сосуществование этих явлений. Такое состояние — результат долгого переосмысления, итог той эволюции, которую претерпел образ медведя в практике и сознании человека. Исторически ряжение предшествует игре с живым зверем. У народов, где зафиксирован развитый культ медведя, живой зверь не мог принимать участие в шаманских праздниках или в охотничьих играх. Действия с медведем, да ещё окрашенные комизмом, становятся возможными лишь тогда, когда происходит смена акцентов внутри обряда — игровое, зрелищное начало выходит на первый план, заслоняя магическую функцию. Точно так же ряжение, превратившись из обрядового действия в одну из форм традиционного развлечения, включило в себя и сценку вожака с медведем, «подарив», в свою очередь, ярмарочному представлению с живым зверем персонаж из своего богатого арсенала образов — ряженую козу[4].

Крылатые выражения

  • «Отставной козы барабанщик» — никому не нужный, никем не уважаемый человек. В старину на ярмарках водили дрессированных медведей. Их сопровождали мальчик-плясун, наряженный козой, и барабанщик, аккомпанирующий его пляске — «козы барабанщик». Его порой воспринимали как несерьезного, никчемного человека.
  • «Водить за нос» — обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Дрессированные медведи были очень популярны на Руси и это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Поводыри-дрессировщики (в XIX веке часто цыгане) водили медведей за продетое в нос кольцо и заставляли их делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки[9].
  • Медведь пляшет, а поводырь деньги берёт (поговорка).

См. также

Примечания

  1. Некрылова А. Ф., 1988, с. 39.
  2. Рогоза В..
  3. Максимов С. В., 1909, с. 73.
  4. 1 2 Некрылова А. Ф., 1988, с. 54—55.
  5. Скрынников Р. Г., 1975, с. 172.
  6. Писатели и деятели культуры о народном театре
  7. Лановик М.Б., Лановик З.Б., 2006, с. 108.
  8. А-ский. Святочный вечер в Оглоблине // Новгородские губернские ведомости. — 8 марта 1869 г..
  9. Отставной козы барабанщик

Литература

  1. Рогоза В. Как медведи на Руси честной народ веселили?. Культура, искусство, история. Школа Жизни.ру (18.03.2009). Проверено 25 декабря 2012. Архивировано из первоисточника 30 января 2013.
  2. Максимов С. В. Сергач. — Собр. соч. в 20-ти томах. — СПб., 1909. — Т. 13.
  3. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII — начало XX века.. — Изд. 2-е, доп. — Л.: Искусство, 1988. — 215 с.
  4. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М., 1975. — Т. 3.
  5. Лановик М.Б., Лановик З.Б. Украинская устное народное творчество. — К.: Знания-Пресс, 2006. — 591 с.

Медвежья комедия.